Правительственные чиновники могут произвести расчеты и определить, сколько налогов им необходимо для покрытия всех расходов – от военной обороны до мостов, образования и Medicare. Загвоздка, как это было на протяжении тысячелетий, возникает, когда они пытаются заставить людей платить эти налоги.
Хотя времена, когда тяжелый налоговый инспектор добивался быстрой и честной уплаты налогов, сменились аудитом и угрозой крупных штрафов, довольно много людей по-прежнему обманывают.
Что же делать казначейству, помимо повышения налогов на честных людей?
Этот вопрос рассматривает исследователь Университета Делавэра Джордж Цакумис в своем исследовании, опубликованном в марте в Journal of Business Ethics. Цакумис, доцент кафедры бухгалтерского учета в Колледже бизнеса и экономики имени Альфреда Лернера, сотрудничал с подругами, с которыми он учился в докторантуре, Дианой Фальсетта из Университета Майами и Дженнифер Шафер из Университета штата Кеннесоу.
Все они работали налоговыми консультантами в крупных бухгалтерских компаниях до прихода в академическую среду, так что это было естественным направлением для изучения.
Согласно исследованиям Налогового управления, около 85% людей уже честно платят налоги, причем платят добровольно и в полном объеме. Но налоговые мошенники, составляющие остальные 15%, обходятся государству в кругленькую сумму. Основываясь на данных за 2014-16 годы, Налоговое управление считает, что теряет около $428 млрд в год, а правительства других стран мира также сообщают о налоговых недоимках в сотни миллиардов, отмечают исследователи.
Налоговая служба, похоже, готова что-то предпринять, поскольку в прошлом году было объявлено о вливании в ведомство 80 миллиардов долларов в течение десяти лет. Более половины этой суммы предназначено для правоприменительной деятельности, которая, по оценкам агентства, с лихвой окупится за счет возвращенных денег.
Однако является ли правоприменение наиболее эффективным использованием этих средств? Цакумис и его коллеги проанализировали множество исследований о том, насколько эффективно работают аудиторские проверки, но они отметили пробел в литературе, когда речь шла о понимании мотивации людей, принимающих решение платить налоги.
Они утверждают, что традиционные исследования, сосредоточенные на штрафах и экономических мотивах, упускают часть картины – анализ того, как отношение налогоплательщиков к государственным программам влияет на их готовность платить.
В своем исследовании они обнаружили, что довольно сильно. Выводы, опубликованные в работе “Как государственные расходы влияют на соблюдение налогового законодательства”, имеют значение для того, как политики могут стимулировать налогоплательщиков к тому, чтобы они действительно платили.
Чтобы распутать все это, исследователи изучили множество факторов, которые могут повлиять на готовность людей соблюдать налоговые правила, включая то, поддерживают ли они государственные программы и насколько они этичны – склонны ли они действовать эгоистично и придерживаться подхода “цель оправдывает средства”.