В 2021 году компания Facebook сделала слово “метавселенная” самым популярным в Интернете, проведя ребрендинг под названием Meta и объявив о плане создания “набора взаимосвязанных цифровых пространств, которые позволят вам делать то, что вы не можете сделать в физическом мире”. С тех пор метавселенную называли по-разному. Одни говорят, что это “будущее интернета”. Другие называют его “аморфной концепцией, которая никому не нужна”.
Для Диего Гомес-Зара, доцента кафедры компьютерных наук и инженерии Университета Нотр-Дам, метавселенная – это нечто иное: инструмент для улучшения науки.
В статье “The Promise and Pitfalls of the Metaverse for Science”, опубликованной в журнале Nature Human Behavior, Гомес-Зара утверждает, что ученые должны использовать преимущества метавселенной для исследований, но при этом не забывать о потенциальных опасностях, связанных с работой в виртуальной реальности.
Виртуальная среда, реальные преимущества
Вместе с соавторами Питером Шиффером (факультет прикладной физики и физический факультет Йельского университета) и Дашуном Вангом (инженерная школа Маккормик, Северо-Западный университет) Гомес-Зара определяет метавселенную как виртуальное пространство, где пользователи могут взаимодействовать в трехмерной среде и предпринимать действия, влияющие на окружающий мир.
По мнению исследователей, метавселенная может принести пользу науке по четырем основным направлениям.
Во-первых, она может устранить барьеры и сделать науку более доступной. Чтобы понять эти возможности, говорит Гомес-Зара, нам не нужно рассуждать о далеком будущем. Вместо этого мы можем указать на то, как исследователи уже начали использовать виртуальные среды в своей работе.
Например, в Школе фармации Университетского колледжа Лондона ученые создали цифровую копию своей лаборатории, которую можно посетить в виртуальной реальности. Эта цифровая копия позволяет ученым из разных точек мира встречаться, сотрудничать и совместно принимать решения о том, как продвигать исследовательский проект.
Аналогичным образом, виртуальный лабораторный тренинг, разработанный Центрами по контролю и профилактике заболеваний, учит молодых ученых в самых разных местах определять части лаборатории и даже проводить аварийные процедуры.
Этот пример демонстрирует второе преимущество: улучшение преподавания и обучения.
Гомес-Зара объясняет: “Для человека, готовящегося стать хирургом, очень трудно провести процедуру в первый раз без ошибок. А если вы работаете с реальным пациентом, то ошибка может быть очень вредной. Экспериментальное обучение в виртуальной среде может помочь вам попробовать что-то и совершить ошибки без вредных последствий, а свобода от вредных последствий может улучшить исследования и в других областях”.
Гомес-Зара также работает с командой из Лаборатории виртуальной реальности Нотр-Дам, чтобы понять третье потенциальное преимущество, связанное с социальной стороной науки.